КЧС и ОПБ: режимы деятельности комиссии ЧС и ОПБ
Чрезвычайные ситуации (ЧС) Чрезвычайные ситуации (ЧС)

КЧС и ОПБ: режимы деятельности комиссии ЧС и ОПБ

Деятельность КЧС и ОПБ по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности на объекте в зависимости от обстановку осуществляется в трех режимах (режимы функционирования установлены Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003г. № 794, п. 28).

1. В режиме повседневной деятельности (функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий):

  1. изучение и оценка состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных вызвать чрезвычайные ситуации, прогнозирование ЧС и оценка их социально-экономических последствий;
  2. сбор, обработка и установленный обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  3. разработка и исполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
  4. планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация их подготовки и всестороннего обеспечения;
  5. подготовка (обучение) населения по защите от ЧС, включая действия при получении сигналов экстренного оповещения;
  6. информационно-просветительская работа (пропаганда знаний) в сфере защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  7. руководство формированием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  8. проведение в пределах полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  9. осуществление в пределах полномочий предусмотренных видов страхования;
  10. подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно к местам постоянного проживания либо хранения, а также мероприятия по жизнеобеспечению населения в условиях ЧС;
  11. ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф и выработка мер по устранению причин подобных происшествий.

2. В режиме повышенной готовности (функционирование системы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, а также при поступлении прогноза о возможности возникновения ЧС)*:

*Примечание: угрозе крупномасштабной ЧС может создаваться ОШ ЛЧС со следующими задачами:

  1. усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных вызвать ЧС, прогнозирование ЧС и оценка их возможных социально-экономических последствий;
  2. введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
  3. обеспечение непрерывного сбора, обработки и передачи в органы управления и силы единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
  4. принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению ущерба и потерь, а также по повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в условиях ЧС;
  5. уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и сопряженных документов;
  6. приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация их выдвижения в предполагаемые районы работ;
  7. восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
  8. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

3. В режиме чрезвычайной ситуации (система функционирует при возникновении ЧС и в период проведения работ по ее ликвидации. Ключевая роль комиссии в этом режиме - непосредственное руководство ликвидацией ЧС и обеспечение защиты персонала от возникших (прогнозируемых) опасностей).

С момента возникновения чрезвычайной ситуации комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) работает в непрерывном режиме (режиме ЧС) и организует работу по ликвидации последствий ЧС.

Примечание: при крупномасштабной ЧС (при наличии нескольких участков АСДНР, АВР) может быть сформирован ОШ ЛЧС со следующими задачами:

  1. постоянный контроль состояния окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития сложившихся чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
  2. оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и населения о факте возникновения ЧС;
  3. реализация мероприятий по защите населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций;
  4. организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержание общественного порядка при их выполнении, а при необходимости - привлечение в установленном порядке общественных объединений и населения к ликвидации последствий;
  5. непрерывный сбор, анализ и обмен сведениями об обстановке в зоне ЧС и о ходе работ по ее ликвидации;
  6. организация и поддержание устойчивого взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и ее последствий;
  7. проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в условиях чрезвычайной ситуации;
  8. информирование населения о ЧС, ее параметрах и масштабах, поражающих факторах, предпринимаемых мерах по обеспечению безопасности, приемах и способах защиты, порядке действий и правилах поведения в зоне ЧС, а также о правах граждан в сфере защиты от ЧС и социальной поддержке пострадавших, включая право на предусмотренные законодательством выплаты и порядок восстановления документов, утраченных в результате ЧС.

При введении режима чрезвычайного положения по основаниям, указанным в подпункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы устанавливается режим повышенной готовности. Если режим чрезвычайного положения вводится по основаниям, предусмотренным подпунктом "б" той же статьи, устанавливается режим чрезвычайной ситуации.

В период действия чрезвычайного положения органы управления и силы единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

При введении режима чрезвычайной ситуации, исходя из классификации ЧС и иных факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий, в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливается один из следующих уровней реагирования:

  • особый уровень реагирования;
  • федеральный уровень реагирования;
  • региональный уровень реагирования;
  • местный уровень реагирования;
  • объектовый уровень реагирования.

При введении режима повышенной готовности или режима ЧС, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой системы Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности либо должностное лицо, указанные в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", вправе определить руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и принять дополнительные меры по защите населения и территорий от ЧС на основании пункта 10 статьи 4.1.

Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации представляет в Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или соответствующему должностному лицу предложения о принятии таких дополнительных мер.

Порядок реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС устанавливается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

При отмене режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при устранении обстоятельств, послуживших основанием для установления уровня реагирования, Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности либо должностное лицо, определённые пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", отменяют соответствующие уровни реагирования.

Комментарии (0)

Комментариев пока нет.