КЧС и ОПБ: создание комиссии, задачи и состав
Создание, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ), определение их компетенции, а также утверждение руководителей и персонального состава осуществляются на соответствующем уровне управления:
- Правительством Российской Федерации;
- федеральными органами исполнительной власти;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- органами местного самоуправления;
- организациями.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, равно как и порядок принятия решений, закрепляются в положениях о них либо в решениях (приказах) об их создании.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и в организациях возглавляются руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Основные задачи КЧС и ОПБ организации
Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:
(п. 9 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 30.12.2003г. № 794)
а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих уровнях единой системы;
в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом;
д) рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На комиссию могут возлагаться дополнительные задачи:
а) руководство разработкой и реализацией мероприятий по предупреждению ЧС, обеспечению пожарной безопасности, повышению надежности работы объекта и обеспечению устойчивости его функционирования при ЧС;
б) организация работ по созданию и эксплуатации локальной системы оповещения на потенциально опасных объектах организации и поддержание ее в постоянной готовности;
в) обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией последствий ЧС и эвакуацией персонала организации;
г) руководство созданием и использованием резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
д) организация подготовки руководящего состава, сил и средств (штатных и нештатных аварийно-спасательных формирований), а также всего остального персонала организации к действиям при ЧС.
Главная и приоритетная задача КЧС и ОПБ - предупреждение ЧС. Задача может быть выполнена при условии поддержания постоянной готовности всех территориальных и объектовых звеньев системы и реализации требований Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В процессе повседневной деятельности КЧС и ОПБ должно регулярно проводить заседания, проверки, экспертизы, рекогносцировки и другие работы по предупреждению ЧС.
Состав КЧС и ОПБ в организации
Комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) создается в организации решением руководителя. Положение о КЧС и ОПБ организации и ее персональный состав вводятся в действие приказом. Численность и конкретный состав определяет руководитель организации, исходя из необходимости обеспечить полноту и качественное выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, поддержание пожарной безопасности, а также устойчивое управление силами при проведении АСДНР.
При этом не следует стремиться к излишнему расширению состава комиссии: результат достигается не количеством, а профессионализмом, своевременной подготовкой членов комиссии и рациональным распределением функциональных обязанностей.
КЧС и ОПБ комплектуется из ответственных сотрудников управленческого аппарата организации и ее структурных подразделений.
Примерный состав КЧС и ОПБ (для крупной организации):
Руководство комиссии:
- председатель - руководитель организации (в отдельных случаях - главный инженер);
- заместитель председателя - главный инженер (либо заместитель руководителя организации);
- заместитель председателя - уполномоченный по делам ГОЧС организации.
Члены комиссии:
- главные специалисты (например, главный технолог/начальник производства/главный энергетик, главный механик и др.);
- председатель эвакуационной комиссии (как правило, один из заместителей руководителя, начальник отдела кадров);
- руководители специализированных подразделений, на базе которых формируются аварийно-спасательные формирования;
- руководители (специалисты) профильных служб: охраны труда и техники безопасности, финансовой, юридической, экологической и др.
Возложение руководства КЧС и ОПБ на руководителя организации, а также включение в состав руководителей специализированных подразделений, отвечающих за соответствующие службы, является оптимальным решением: повышается готовность организации и персонала к защите от ЧС как в мирное, так и в военное время.
Многие мероприятия в сфере гражданской обороны и обеспечения устойчивости функционирования, защиты персонала и населения, расположенного вблизи организации, а также подготовка сил и средств к ликвидации последствий поражающих факторов (в том числе при ЧС мирного времени, например при выбросе АХОВ) взаимосвязаны. Аварийно-спасательные формирования (АСФ и НАСФ) и нештатные формирования по ГО (НФГО) опираются на одни и те же управленческие структуры и подразделения, дополняя друг друга. Это согласуется с положениями Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", где гражданская оборона рассматривается как система мер по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах, а также при ЧС природного и техногенного характера.
Если возникает ЧС, выходящая за локальные рамки (когда комиссию возглавляет один из заместителей руководителя) и требующая привлечения дополнительных сил и средств, руководитель организации, как правило, лично берет на себя руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Документы для создания КЧС и ОПБ
Комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) в организации создается решением (приказом) руководителя организации. Основными документами для создания КЧС и ОПБ является:
- приказ "О создании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ)";
- положение "О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ)";
- состав "Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ)".
Вариант полного перечня документов КЧС и ОПБ организации приведен на отдельной странице.
Комментарии (0)
Комментариев пока нет.
Чтобы оставить комментарий, войдите в систему.